Ольга Абдыгаппарова, супруга Алмаса Абдыгаппарова – бизнесмена, которого в июле текущего года признали виновным в присвоении вверенного чужого имущества в особо крупном размере и назначили семь лет колонии общего режима, в эксклюзивном интервью Business FM рассказала, как «дело Абдыгаппарова» стало инструментом рейдерства приближенных людей Болата Назарбаева.
Напомним, в июле 2021 года стало известно, что бизнесмена, главу Parmigiano Group, Алмаса Абдыгаппарова задержали по подозрению в хищении 420 млн тенге при продаже виллы в алматинском жилом комплексе Esentai City. Позднее, районный суд №2 Медеуского района города Алматы установил, что в марте 2021 года Абдыгаппаров, являясь заместителем директора по коммерческим вопросам ТОО «AV-Construction», которое занимается строительством, реализацией квартир и жилых домов (вилл), расположенных в ЖК «Esentai city», будучи материально-ответственным и доверенным лицом компании составил с клиентом предварительный договор купли-продажи на покупку недвижимого имущества в виде жилого дома (виллы) с земельным участком, расположенного в ЖК «Esentai city».
«По договору представитель покупателя передал Абдыгаппарову часть суммы в размере 2 млн долларов за покупку жилого дома (виллы), из которых он передал руководству компании лишь 1 млн долларов, а оставшуюся часть денежных средств в размере 1 млн долларов присвоил себе преступным путем», — сообщила пресс-служба районного суда №2 Медеуского района города Алматы.
Алмасу Абдыгаппарову было назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы.
На какой стадии вы находитесь сейчас?
— На самом деле мой супруг стал жертвой рейдерства еще в 2016 году, когда люди Болата Назарбаева в лице Кундуз Назарбаевой, Бекзата Усенова и Елдоса Коспаева, вынудили Алмаса взять их в долю проекта Esentai City.
Мы сейчас находимся на стадии написания ходатайства в Генеральную прокуратуру о принесении кассационного протеста и надеемся на то, что Генеральная прокуратура, как вышестоящий надзорный орган, исправит трагические ошибки прокуратуры города, которая незаконно, в интересах приближённых людей Болата Назарбаева, возбудила дело по несуществующему преступлению, предавшей невиновного человека суду и поддержавшей обвинение в суде. Более того, представившей в суд Елдоса Коспаева, который на данный момент объявлен в международный розыск.
Вы несколько раз обращались к главе государства, был ли получен ответ?
— Конечно, мы были услышаны. Наши обращения были приняты во внимание и были переадресованы непосредственно в Генеральную Прокуратуру, которая в свою очередь дала ряд поручений органам досудебного расследования. Антикор дголжного расследования не проводили, а вот АФМ взялись за наше дело всерьёз. Мы очень благодарны президенту, так как были услышаны и получили поддержку! Сейчас возбуждено уголовное дело по рейдерству в отношении Елдоса Коспаева и его ОПГ. С уверенностью могу отметить, АФМ – совершенно новая структура, единственная, избежавшая тлетворного влияния Болата Назарбаева и его приспешников, где мы были услышаны и поняты.
Вы писали о том, что дело против Алмаса построено на принципе «ущерб в будущем». Что говорят юристы о такой постановке обвинения?
— Суд незаконно осудил Алмаса: именно суд и прокуратура, вопреки требованиям уголовного законодательства, осудили Алмаса за ущерб, который по мнению потерпевших наступит в будущем.
Обвинение по хищению зиждется на трёх китах: должен быть причинён ущерб собственнику, именно собственнику, то есть, деньги должны быть собственностью потерпевшего, лицо должно быть материально ответственным. Но Алмас не материально ответственное лицо, нет соответствующего договора, деньги не принадлежат компании и об этом прямо заявили представители потерпевших, средства принадлежат покупателю виллы, которая в суде заявила, что претензий у неё нет к Алмасу. А самое главное: по данному делу нет ущерба для компании, так как строительство виллы даже не начато. Об этом прямо так и сказал в судебном заседании на вопрос нашего адвоката представитель ТОО – Абижанов: «Наш ущерб заключается в том, что в будущем нами будет передана вилла госпоже Рахметжановой». Но в уголовном законодательстве отсутствует понятие ущерба в будущем, то есть, ущерб должен быть на момент возбуждения уголовного дела. А в данном случае мы имеем дело по хищению без ущерба, по которому человека осудили на семь лет. Аналогичная ситуация с принадлежностью денег.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Казахстан №8 от 11 июля 2003 года «под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие чужого имущества, причинившее ущерб СОБСТВЕННИКУ или иному ВЛАДЕЛЬЦУ этого имущества». Но ТОО никогда не являлось владельцем денежных средств, деньги не были приняты в подотчёт, не делали на счетах ТОО, не были оприходованы и не были выданы Алмасу и в судебном заседании псевдопотерпевшие признали этот факт. Однако после таких показаний представителей потерпевшей стороны государственный обвинитель и процессуальный прокурор Надырбек продолжали поддерживать обвинение по делу о хищении, где нет ущерба. Ущерб по мнению потерпевших наступит в будущем. Когда они заключат договор. При том, что даже с момента возбуждения дела и ареста Алмаса прошел почти год, а ущерба все нет, зато есть дело о хищении, где наличие ущерба обязательно — и осужденный предприниматель, за время ареста которого пришел в упадок весь бизнес – из тысячи сотрудников осталось не более 300. И все из-за ущерба в будущем. Но, как я уже говорила, в уголовном праве отсутствует понятие ущерба в будущем. Ущерб должен быть уже причинен на момент подачи заявления. Иначе заявление попросту не будет принято. Давайте сейчас приедем в ДП полиции и напишем заявление, что у нас в будущем украдут машину? Полицейский ответит: «Как украдут, так и приходите». Также как и должен быть установлен факт владения похищенным имуществом. Если у моего соседа украдут машину, а я подам заявление, то мое заявление не примут. Скажут пусть придет владелец. Так и здесь. Должны были потребовать документы, подтверждающие, что это деньги ТОО, но таких документов априори просто не существует. Даже проведенная по делу экономическая экспертиза установила лишь факт внесения в ТОО половины суммы, полученной от покупательницы. Алмас Абдыгаппаров из полученных от покупателя 840 миллионов тенге действительно 420 миллионов тенге отдал в компанию – и это отражено в экспертизе, а другую половину в сумме 420 миллионов тенге отдал бывшему учредителю компании, а по сути владельцу компании через аффилированных лиц и ближайшему соратнику Болата Назарбаева, Елдосу Коспаеву, человеку контролирующему весь алкогольный бизнес Казахстана, который сейчас находится в розыске, чьи десятки роскошных квартир, домов и машин, на сумму за несколько миллионов долларов уже арестованы.
Более того, согласно действующему законодательству и вышеуказанному Пленуму Верховного Суда РК для квалификации хищения вверенного имущества необходимо установление материальной ответственности, которой у Алмаса не было.
В соцсетях вы писали о беспределе в суде и прокуратуре, расскажите об этом подробнее…
— Это был не суд, а судилище. Судья Саликов просто не давал задавать вопросы якобы потерпевшим, которые сейчас находятся под стражей за рейдерство, всячески оберегая их. Судья Саликов снимал наши вопросы, что послужило поводом для объявления ему многочисленных отводов. Ну, а когда именно прокуратура привела в суд Коспаева, то мы все просто были в шоке! Сам факт личного общения прокуроров с такой одиозной личностью по кличке «Людоед» является возмутительным. Это был нонсенс! В течение всего судебного слушания все псевдопотерпевшие, в том числе и близкий родственник Коспаева, ныне арестованный за рейдерство Танашев, говорили, что не знают и не видели Коспаева, и в это время прокуратура, для закрепления своего надуманного обвинения, представила суду уже скрывающегося Коспаева. Аргументируя, что Коспаев за границей – его подключили через WhatsApp, Коспаев напрямую позвонил судье на сотовый, при том, мы все были подключены через ZOOM. Cоответственно мы не могли видеть Коспаева, его видел только Судья, так как Коспаев с ним по WhatsApp общался и его ответы просто звучали в эфире ZOOM. Вот такие преференции давал суд разыскиваемому преступнику. Для судьи Саликова вообще законы и порядки не писаны. Следует особо отметить, что Коспаеву cудья вообще не дал возможности задать вопросы. К примеру, мы предоставили скриншоты переписки с чата в WhatsApp, где сотрудники ТОО, ежедневно докладываются Коспаеву по каждой совершенной сделке, причём имеется переписка вплоть до ареста Алмаса. Дальше его просто исключили из чата. Эта переписка полностью доказывает доводы Алмаса, что Коспаев был фактическим хозяином проекта Esentai city , хоть официально и вышел из учредителей и руководителей. Но cудья даже не позволил задать такой вопрос Коспаеву, хотя этот ответ был необходим для объективного рассмотрения дела. Ведь понятно, если человек полностью управляет компанией и разворовывает ее, то нет ничего удивительного, что он забирал поступления наличными.
Какие последние новости о задержании подозреваемых по делу Алмаса?
— Сейчас мы надеемся на скорейшее задержание Коспаева, так как именно он стоит за фабрикацией уголовного дела в отношении Алмаса и за всеми хищениями в проекте Esentai City. Когда сделка проходила наличными, всегда половина забиралась Коспаевым и Усеновым. Как в ситуации с Алмасом: 420 миллионов была передана в офис, а вторая половина – Коспаеву.
Есть ли надежда, что Алмас выйдет на свободу?
— Конечно, сейчас всем абсолютно очевидно, что дело, по которому Алмас осуждён, является инструментом рейдерства. Ведь совершенно понятно, если бы Алмас был на свободе – 25% никто не смог бы переписать! Он бы просто не позволил этого, так как до этого, за месяц до ареста он уже переписал 10%, за которые ничего не получил. Ну, а так, когда Алмас оказался в тюрьме, его родители были готовы на все ради спасения жизни сына и под давлением и угрозами, что сын никогда не выйдет из тюрьмы, вынуждены были переписать 25% долю, стоимостью 18 миллиардов тенге на подставных лиц Елдоса Коспаева.
Что теперь будет с изъятыми активами подозреваемых?
— Я, конечно, не знаю, что будет с этими активами, так как потерпевших становится больше, которым нужно возместить ущерб, остальное, наверное, пойдет государству и это правильно, на мой взгляд.
Ольга Абдыгаппарова предоставила редакции Business FM снимки со спутника строительства проекта Esentai City, которые отражают временной разрез с 2017 года по текущий период. Супруга осужденного бизнесмена хотела показать, какие строительные работы были проведены при непосредственном участии Алмаса Абдыгаппарова и после того, как он был арестован.